Клуб ХОУПФИШ Компасы и карты Летописи и артефакты Скрипки и свитки       
Пробирки и шестеренки Микстуры и таблетки       
Куклы и машинки Конфеты и букеты Мячи и обручи       


Летописи и артефактыСлавянский Хэллоуин раз в четырехлетиеМифические гигантские птицыГрифон – крылатый зверьАфродита Урания и Афродита Пандемос. Любовь божественная и земнаяГеракл, Геркле, ГеркулесАндрей Рублёв. Крохи наследияМартин Лютер глазами Лукаса КранахаРисовальная книга Иоанна Прейслера

Андрей Рублёв. Крохи наследия

Живописные образы Бога пришли на Русь вместе с принятием христианстианской веры из Византии. Первые иконы были привезены царевной Анной — невестой князя Владимира, впоследствии его женой. Вместе с нею приехали и священники, и иконных дел мастера. Они делали списки (копии) уже существующих образов, писали новые иконы. И передавали свое ремесло новообращенным русским ученикам. Ведь во многих городах возводились церкви, и их необходимо было оснащать, украшать.

В дохристианской культуре уже существовала традиция создания предметов культа из дерева. Мы вспоминаем обычно о деревянных идолах, а историки продолжают спорить, были ли эти деревянные фигуры раскрашенными. Развитие христианской деревянной скульптуры в северных областях предполагает, что эти художественные традиции имели какую-то первооснову, однако недооценивать силу влияния византийского искусства в расцвете русской иконописи было бы неверно.

Копирование первых византийских икон постепенно переросло в творческое переосмысление и развитие живописного искусства. "Маляры" вносили в иконы свои интерпретации и впечатления. На иконах появлялись оригинальные орнаменты, начала развиваться символика и собственная иконография.

Одним из первых известных нам мастеров, кого можно назвать основой, столпом русского искусства, был Андрей Рублев, инок Троице-Сергиева монастыря, живший в конце XIV — начале XV в. Сохранилось известие о его совместной работе с Феофаном Греком, известным византийским мастером. Однако шедевры, созданные Рублевым, говорят о его глубокой творческой самостоятельности.

Работ Рублева сохранилось немного. Благовещенский собор в Москве, им расписанный, погиб от пожара. Не сохранились и фрески, созданные им в 1420 г. для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Огромный иконостас, выполненный Андреем Рублевым в соавторстве с Даниилом Черным для Успенского собора во Владимире, был через три века порушен по указанию Екатерины II. Почерневшие доски икон пришлись не по вкусу императрице. Она велела на их месте поставить роскошный иконостас в стиль рококо. А старый рублевский сослала в деревушку под Шуей. Счастье, что спустя ещё два века об этом сокровище прознали сотрудники Третьяковской галереи и вывезли остатки опального иконостаса в Москву.

В работах русских мастеров времени Андрея Рублёва появились собственные, отличные от византийских сюжеты. Первыми сугубо отечественными святыми были убиенные братьями сыновья князя Владимира Борис и Глеб. На иконах их изображают всегда вместе, то всадниками, то стоящими с мечами. Стали изображать на иконах и равноапостольных русских святых Ольгу и Владимира.

Религиозное искусство переплеталось с реальной жизнью и ее запросами. В иконах все чаще стали отражаться народные и национальные вкусы. Изображаемые святые перестали быть абстрактными легендами, а переплелись с доохристианскими верованиями, превратившись в покровителей земледельцев или воинов, лекарей или ремесленников.

Индивидуальность Андрея Рублёва проявилась и в его понимании колорита. Необычные, сильные и яркие краски - подлинная душа российской иконописи, работ Андрея Рублева и шедших вслед за ним мастеров. С первого же взгляда русская икона обнаруживает свою принадлежность национальной школе совершенно особым цветовым строем - сильным, ярким, мажорным.

Андрей Рублёв. Троица
Андрей Рублёв. Троица

Сохранившаяся и живущая в Третьяковке икона «Троица» кисти Рублева — лучшее его произведение. Несмотря на то что икона немало пострадала от времени и многочисленных реставраций, ее лаконичность, золотистый свет, от нее исходящий, дают право считать ее непревзойденным шедевром мировой живописи XV в. Не случайно Андрея Рублева считают основателем Московской школы иконописи. В работах Рублева и его последователей суровая, аскетическая манера византийского письма смягчалась, как бы очеловечивалась.

Иконам, иконописи, иконографии посвящен сайт Иконовед. На сайте собран ряд книг и публикаций по православному искусству, которые будут интересны как профессионалам, так и широкому кругу читателей.



Следующая страница: Мартин Лютер глазами Лукаса Кранаха



     • Главная   • Летописи и артефакты   • Андрей Рублёв. Крохи наследия  
©  Клуб HOPEFISH - ХОУПФИШ, 2012-2018     
Культура, история, искусство, общество, общение, здоровье - без спекуляций
и вольных интерпретаций. Информационный портал для интеллектуалов и эрудитов,
технарей и гуманитариев, материалистов и агностиков
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов.
Контакты
Карта сайта