Летописи и артефакты Скрипки и свитки | |
Пробирки и шестеренки Микстуры и таблетки | |
Компасы и карты Куклы и машинки |
Летописи и артефактыСлавянский Хэллоуин раз в четырехлетиеМифические гигантские птицыГрифон – крылатый зверьАфродита Урания и Афродита Пандемос. Любовь божественная и земнаяГеракл, Геркле, ГеркулесАндрей Рублёв. Крохи наследияМартин Лютер глазами Лукаса КранахаРисовальная книга Иоанна Прейслера |
Грифон – крылатый зверьПеред нами необыкновенный и сильный зверь, каких не видывала природа. У него птичья с хищным клювом голова, большие распростертые крылья, а туловище с мощными когтистыми лапами и извивающимся хвостом. Что за существо? Откуда оно к нам пришло? Чтобы понять это, нужно мысленно перенестись в далекие эпохи и глазами нашего предка посмотреть на все, что его окружало. Мир его заполнялся духами и божествами, невиданными чудовищами и зверями. Полностью зависевший от природы и сильных ее обитателей, человек был беспомощным и слабым. Чтобы защитить себя от опасностей, и стал он искать сильных покровителей. Важное место в сознании занимали стихийные силы: дождь и ветер, земля и вода. Главенствовало же солнце — источник тепла, света, жизни.
С таким же уважением предки относились ко всему, что росло и жило на земле. По их представлениям, растения имели «душу растительную», а человек от них отличался только тем, что являлся «деревом ходячим». Не менее тесным был союз и с миром зверей. Человек считал их своими предками: у каждого первобытного рода существовал родоначальник, будь то медведь, волк или олень. К этим предкам-тотемам — обращались за помощью, они считались священными и неприкосновенными. «Общее происхождение» позволяло человеку легко обращаться в животное и, наоборот, зверь мог сращиваться с человеком в единое существо или же иметь сразу несколько голов. Эти первобытные представления нашли позже отражение в сказках, былинах и мифах. В качестве покровителей человек выбирал наиболее сильных и могущественных животных как в воздухе, так и на земле. В царстве пернатых таким считался орел. Средневековые легенды приписывали ему необычные свойства: только он мог смотреть на солнце «во все глаза». Да и детенышей своих проверял по этому же признаку: тех, которые на солнце смотреть не могли, бросал в пропасть. Царем зверей не случайно считался лев: по силе, смелости и мудрости не найти ему равных. Чтобы иметь могущественного покровителя сразу в обоих царствах, древний человек придумал такое мифологическое существо, как грифон, соединив в нем орла и льва — всесильные божества неба и земли. Так и появился на свет наш крылатый «лютый зверь». На Русь он пришел из стран Древнего Востока, где считался божеством и символом власти.
«Невиданность» и таинственный облик зверя быстро привлекли к нему внимание народов Европы, и он стал популярным образом декоративно-прикладного искусства. Его можно увидеть на ювелирных украшениях — колтах, тканях для богатой одежды, утвари и многих других предметах. На Руси раньше всего он появился в рельефах соборов Владимиро-Суздальской Руси, уступая в количестве изображений только царю зверей (на Дмитриевском соборе во Владимире их обнаруживается до пятидесяти). На некоторых скульптурах зверь изображен терзающим лань. Так, на одном из рельефов сильные лапы его крепко прижали жертву к земле, а несчастная лань, неестественно вывернув шею, широко раскрыла пасть и словно кричит от боли. Позой крылатого существа талантливый резчик сумел передать торжество победителя: высоко поднята голова с хищным клювом, округлилась выступившая вперед грудь, взметнулись вверх крылья, подобно змее извивается проросший пальметтой хвост. Однако сравнительно скоро грифон утрачивает злой нрав, становится верным стражником человека, приобретает сказочные черты. Он стоит в гордом одиночестве или вместе со львом и такими мифическими существами, как человеко-конь (кентавр), дракон, грифо-змей. Само помещение грифонов в верхних ярусах соборов — в ряду с библейскими персонажами — говорит об их добром начале. Грифон и Александр Македонский...Знаменитый полководец древности Александр Македонский был известен на Руси, а книга о нем — «Александрия» — была любимым чтением наших предков. Походы Александра в Персию, где он победил царя Дария, и в «страну чудес» Индию в вольном пересказе превратились в удивительные, фантастические истории. Сам же герой был вознесен на небо. Этот сюжет, вошедший в некоторые издания «Александрии», стал самым популярным. Интересно проследить, как менялся «характер» крылатых существ, помогавших Александру совершить полет. В самых ранних изображениях Александра несли ввысь хищные птицы-грифы, а чтобы они летели в нужном направлении, царь в поднятых руках, как приманку, держал куски мяса. Уже в Х веке птиц сменили грифоны, а влекли их зверьки в руках царя. Позднее зверьков сменяют скипетры-регалии царской власти.
Грифон в русской народной живописиДальнейшее перевоплощение грифона можно наблюдать в русском народном искусстве, в росписи по дереву XVI-XVIII века. Следует сказать, что еще и в это время наш предок верил в реальность этих существ. Поэтому в книгах, рассказывающих о природе и ее обитателях, описание грифона дается наряду с такими животными, как конь и собака. «Гриф,— ч и таем мы,— это п ер натое четвероногое животное, похожее на льва, только с крыльями и головой орла. Обитают они в Азиатской Скифии (то есть в Сибири), владеют золотом и серебром. Эти жестокие птицы набрасываются на тех, кто покушается на их богатство, как будто наказывают за корыстолюбие». Это свойство зверя — охранять сокровища — похоже, понравилось человеку — жителю той эпохи: ведь почти у каждого находилось то, что надо было сберегать от постороннего глаза. Видимо, не случайно его изображения мы находим внутри сундучков. Сундук-теремок повторял форму древнерусского дома. На верхней стороне его кровли-крышки устраивался прямоугольный выступ, который на первый взгляд можно было принять за архитектурное украшение. На самом же деле здесь устраивалось секретное отделение, где владелец сундука хранил ценности. На внутренней стороне крышки мы и находим изображение грифона. У него мощные, когтистые лапы и поджарое туловище льва, а шея с пышной гривой завершается птичьей головкой с острым клювом. Поднятые лапы, расправленные крылья и хищно раскрытый клюв показывают, что зверь собирается прыгнуть и поразить врага. Расцвеченные в пестрой гамме перышки крыльев удачно вписывают грифона в окружающий его ландшафт, делают роспись скорее декоративной, чем устрашающей. Темно-зеленый силуэт зверя четко выделяется на светлом фоне. Стебли цветов, трав и очертания холмов уподобляют изображение фрагменту пейзажного полотна.
Лубяные сундучки тоже были хранилищами имущества, но более дешевыми и доступными широкому населению страны, украшали их не городские, а местные деревенские художники. В их исполнении грифон стал другим. С внутренней стороны крышки лубяной коробки с любопытством смотрит добродушное существо, без всяких признаков воинственности и недоброжелательства. Контуры животного — крупное и мощное туловище, толстые когтистые лапы — очерчены точными и лаконичными линиями, а маленькие черточки уточняют его «природу»: покрытую чешуйками грудь, зубчатое крыло и маленькую птичью головку с настороженным круглым глазом. Рамка изображения превратилась в окно, из которого зверь выжидающе смотрит на нас, округлив глаза. Украсив шею и грудь животного чешуйками-листиками, а голову — хохолком-трилистником, художник придал изображению декоративный характер, и даже крыло зверя напоминает причудливое растение. Грифон становится спокойным, почти «домашним» существом. Это не случайно: русское искусство не любило жестоких персонажей, злых же пришельцев с Востока быстро облагораживали, наделяли положительными чертами. С. Жегалова Следующая страница: Афродита Урания и Афродита Пандемос. Любовь божественная и земная
|
Культура, история, искусство, общество, общение, здоровье - без спекуляций и вольных интерпретаций. Информационный портал для интеллектуалов и эрудитов, технарей и гуманитариев, материалистов и агностиков Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов. |
Контакты Карта сайта |