Летописи и артефакты Скрипки и свитки | |
Пробирки и шестеренки Микстуры и таблетки | |
Компасы и карты Куклы и машинки |
Скрипки и свиткиНебесный град в живописи средневековья и РенессансаТайная вечеря Леонардо да ВинчиБетховен. Пятая симфонияГерои и воины. Классические японские гравюры XVIII-XIX вековПавел Федотов в кругу друзей Русский ПарнасМураново. «Дом поэтов»Музей-усадьба МурановоЕвгений Боратынский. Последний поэтФедор Тютчев. Речи, которым не суждено умеретьОбитель милосердия. Храм во имя Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обителиРоман Татьяны Латуковой «Ведьма в лесу»Верхнетоемские песниКакая она, роскошная деревянная лестница?Художественная кованая мебель |
Федор Тютчев. Речи, которым не суждено умеретьКраткий очерк жизни и творчестваФедор Тютчев — один из величайших русских лириков XIX века. Вдохновенный певец природы, поэт-философ, он вошел не только в русскую, но и в мировую литературу. Поэзия Тютчева глубока и многогранна. В стихах его мы находим и тонкие пейзажные зарисовки, и серьезные философские размышления. Как писал о нем в одной из своих статей Добролюбов, ему доступны «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума». Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда. Первым его воспитателем был поэт-переводчик С. Е. Раич, правивший ему любовь к поэзии. В пятнадцать лет Тютчев стал сотрудником Общества любителей российской словесности, а через год впервые появилось в печати одно из его стихотворений.
В 1819 г. Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета. В 1822 г., по окончании университетского курса, он был зачислен на дипломатическую службу и уехал в Германию, в Мюнхен. В 1826 г. Тютчев женился на Элеоноре Ботмер. Примерно в это же время он лично познакомился с немецким философом Шеллингом. Большая дружба связывала Тютчева с великим немецким поэтом Генрихом Гейне. Некоторые произведения Гейне он впервые перевел на русский язык. Надолго оторванный от родины, Ф. И. Тютчев с пристальным интересом следил за событиями русской литературной и общественной жизни. В конце 1830-х годов Тютчев получает новое назначение — в Турин. Там умирает его жена, оставив трех малолетних дочерей. Через некоторое время поэт женится вторично — на Эрнестине Пфеффель. Вскоре после женитьбы Тютчев уходит в отставку и в 1844 г., после многих лет пребывания за границей, возвращается на родину. В то время в России мало знали о Тютчеве-поэте. Его стихи сравнительно редко появлялись в журналах. И хотя в 1836 г. в «Современнике» были напечатаны тютчевские «Стихотворения, присланные из Германии», тогдашняя критика не обратила на них внимания. Зато А. С. Пушкин, издатель «Современника», принял стихи Тютчева с «изумлением и восторгом», по достоинству оценив дарование поэта. Широкое литературное признание пришло к Тютчеву гораздо позже. В 1850 г. появилась статья Н. А. Некрасова, посвященная разбору его стихотворений. В ней Некрасов говорит о Тютчеве как «о русском первостепенном поэтическом таланте». Через четыре года вышел в свет первый сборник стихотворений поэта. Инициатором и редактором этого издания был И. С. Тургенев. В своей статье «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева» Тургенев вслед за Некрасовым дал тютчевской поэзии высокую оценку. В 1858 г. Тютчев был назначен председателем Комитета цензуры иностранной. Находясь на этом посту, поэт не раз заступался за издания, подвергавшиеся преследованию. В стихотворении «Веленью высшему покорны...» (1870 г.) Тютчев говорит, что, стоя на страже русской мысли, он и его сослуживцы «не арестантский, а почетный держали караул при ней». Последние годы жизни Тютчев в основном проводит в Петербурге. 15 июля 1873 г. он скончался в Царском Селе и был похоронен на петербургском Новодевичьем кладбище. Поэтическое наследие Тютчева невелико: около четырехсот стихотворений. Но прав был Фет, говоря, что по своему значению «эта книжка небольшая томов премногих тяжелей». Пожалуй, более всего поэт известен как певец природы. Его «пейзажи в стихах» раскрывают перед нами волшебный мир природы, помогают проникнуть в ее «душу», понять ее «язык». Можно прочесть «Весенние воды», «Весеннюю грозу», «Еще земли печален вид...» и другие стихотворения Тютчева и увидеть, насколько сам поэт любит природу, не устает ею любоваться. Однако это меньше всего бездумное любование ее красотами: тютчевская лирика полна глубокого философского смысла. Часто образы внешнего мира служат поэту лишь поводом для того, чтобы говорить о человеке во всей сложности его душевных переживаний. Нельзя не поражаться проницательности этого знатока человеческой души и женского сердца, читая его любовную лирику. Особой силой чувства проникнуты стихотворения, посвященные Е. А. Денисьевой, которую поэт любил на склоне лет. Читая тютчевские стихи, легко заметить, что почти каждое из них было откликом на то или иное явление окружающей жизни, отзвуком мимолетного, но сильного впечатления. Так случайная, по-видимому, встреча внушила Тютчеву стихотворение «Русской женщине», полное широкого социального обобщения:
Вдали от солнца и природы, Сколько лиризма и грусти в этих строках! Недаром Добролюбов почувствовал в них «безнадежно-печальные, раздирающие душу предвещания поэта, так постоянно и беспощадно оправдывающиеся над самыми лучшими, избранными натурами в России». Любовью к людям,— большой человечностью проникнуто стихотворение «Слезы людские». За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих исторических событий. Они не прошли бесследно для поэта. На июльскую революцию 1530;r., во Франции.он откликнулся замечательным стихотворением «Цицерон». Тревожными раздумьями поэта о судьбах poдины проникнуто стихотворение «Вот от моря и до моря...», написанное во время Крымской войны 1853 — 1856 гг. По своему служебному положению Тютчев был связан с официальными кругами царской России. Но придворно-бюрократическая среда была глубоко чужда ему. Об этом ярко свидетельствуют острые критические суждения о правящих кругах, встречающиеся в его письмах, эпиграммы на шефа жандармов П. Шувалова («Над Россией распростертой...») и в особенности на императора Николая I:
Не богу ты служил и не России, Более ста лет назад И. С. Тургенев сказал, что Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». Слова великого русского писателя оправдались. «У нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев — три одинаково больших поэта»,— говорил и Л. Н. Толстой. По свидетельству В. Д. Бонч-Бруевича, любил тютчевскую поэзию и В. И. Ленин: «на этажерочке около стола Владимира Ильича в его кабинете в Совнаркоме, а нередко и на самом столе мы могли видеть томик Тютчева, который он перечитывал, перелистывал и вновь и вновь читал любимые им стихи». В 1918 г. Советом Народных Комиссаров был принят декрет о так называемой «монументальной пропаганде». В этом документе перечислены имена выдающихся людей, которым, по решению правительства, намечено было поставить памятники в Москве и в других городах нашей страны. Среди них — имя замечательного русского лирика Тютчева. Но, пожалуй, лучшим памятником поэту является всенародное признание его поэзии. Тютчев был подлинным художником слова. В своих стихах он достиг удивительной гармонии формы и содержания. Его стихотворения замечательны отточенностью словесного выражения. Стихи Тютчева выдержали самое суровое испытание — испытание временем. Они приносят людям радость, доставляют истинное эстетическое наслаждение. Публикуется по изданию: Мураново. - М., Московский рабочий, 1963 Следующая страница: Обитель милосердия. Храм во имя Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители
|
Культура, история, искусство, общество, общение, здоровье - без спекуляций и вольных интерпретаций. Информационный портал для интеллектуалов и эрудитов, технарей и гуманитариев, материалистов и агностиков Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов. |
Контакты Карта сайта |