Клуб ХОУПФИШ Летописи и артефакты Скрипки и свитки       
Пробирки и шестеренки Микстуры и таблетки       
Компасы и карты Куклы и машинки       


Скрипки и свиткиНебесный град в живописи средневековья и РенессансаТайная вечеря Леонардо да ВинчиБетховен. Пятая симфонияГерои и воины. Классические японские гравюры XVIII-XIX вековПавел Федотов в кругу друзей Русский ПарнасМураново. «Дом поэтов»Музей-усадьба МурановоЕвгений Боратынский. Последний поэтФедор Тютчев. Речи, которым не суждено умеретьОбитель милосердия. Храм во имя Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обителиРоман Татьяны Латуковой «Ведьма в лесу»Верхнетоемские песниКакая она, роскошная деревянная лестница?Художественная кованая мебель

Герои и воины. Классические японские гравюры XVIII-XIX веков

В Москве, в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, находится крупное собрание японской классической гравюры XVIII — XIX веков. Экспонаты, как правило, хранятся в гравюрном кабинете музея, недоступном широкому зрителю, и лишь изредка появляются на выставках.

Коллекция «Герои и воины» была приобретена капитаном русского флота Сергеем Николаевичем Китаевым, который в 1890-х годах плавал у берегов Японии. Лишь двумя десятилетиями раньше, в 1868 году, после двухсотлетней почти полной изоляции от внешнего мира, Япония стала открытой для иностранцев. Европейцы в те времена не знали и не понимали ее искусства. Поэтому С. Н. Китаев, человек высокообразованный, увлекавшийся живописью, оказался в числе немногих, кто оценил привлекательность местных обычаев, значительность художественной культуры. Он собрал сотни картин, выполненных на горизонтальных и вертикальных свитках, иллюстрированных книг и альбомов и особенно много цветных гравюр на дереве (ксилографий).

В создании каждого оттиска участвовало три человека: художник, имя которого ставилось на законченном произведении, делал рисунок тушью на тонкой прозрачной бумаге; гравер помещал этот рисунок лицевой стороной вниз на специально подготовленную доску, используя мягкие породы дерева-вишню или грушу, и вырезал отдельную доску для каждого цвета, при этом оригинальный рисунок, естественно, уничтожался. И наконец, печатник кистью наносил соответствующие краски, обычно растительного или минерального происхождения, смешанные с рисовой пастой, и печатал вручную при помощи круглого диска (барона). Иногда гравюры украшались золотым, серебряным или перламутровым порошком, что придавало им особую нарядность и определило их название — нисики-э (буквально «парчовые картины»),

В коллекцию входят портреты красавиц Утамаро, гравюры Сяраку, изображавшего популярных актеров, серии Хокусая и Хиросигэ, увлекавшихся пейзажем, диптихи и триптихи Кунисада и Куниёси — мастеров школы Утагава.

Исторические, легендарные сюжеты и герои-воины изображены чаще всего в исполнении любимых актеров и в виде сцен театра Кабуки, очень популярного в среде горожан. Яркие многоцветные произведения служили рекламой театров, их часто помещали на людных перекрестках больших городов, украшали интерьеры жилищ, где гравюры были своего рода «книгами в картинах», знакомили с национальной историей. В изобразительное пространство включались пояснительные тексты, подписи художников, печати издателей и цензоров, имена участников событий. Художественный язык осложнен намеками, символикой, часто использовалась игра слов, лица героев не индивидуализированы, жесты неестественны.

Японская гравюра. Куниеси. Асахина Есихидэ ловит крокодилов.
Куниеси.
Асахина Есихидэ ловит крокодилов
1845—1846


Японская гравюра. Кунитика. Обоси Юраносукэ
Кунитика.
Обоси Юраносукэ — герой драмы «Канадэхон Тюсингура»
Конец XIX века.


Японская гравюра. Куниёси. Битва Техи
Куниёси.
Битва Техи с многочисленными противниками
Около 1852.


Но в то же время японские графики умели показать массовое действие, ожесточенность битвы, единство человека и природы. Следуя стилю театра Кабуки, они изображают героев в пышных сценических одеждах, на лица, руки и даже язык нанесен специальный грим, цвет которого имеет иносказательное значение (так красные полосы выдают «злодея», грим синих тонов указывает на благородство персонажа).

На многих гравюрах изображены сцены из прославленных пьес «Канадэхон Тюсингура» и «Мэйбоку сендай хаги», основанных на реальных исторических событиях XVII — ХVIII веков.

В пьесе «Канадэхон Тюсингура» рассказывается о 47 обедневших самураях, которые после длительной тайной подготовки убили в 1702 году виновника гибели их господина, за что были приговорены к самоубийству и совершили традиционное сэппуку (харакири).

«Мэйбоку сэндай хаги» посвящена придворной борьбе за власть в доме Датэ; одна из главных героинь драмы — преданная няня Масаока — пожертвовала жизнью собственного сына ради спасения сына своего господина принца Цурукиё.

Японская гравюра. Куниёси. Великое сражение между Минамото и Тайра
Куниёси.
Великое сражение между Минамото и Тайра
Около 1845.


Японская гравюра. Куниёси. Ямамото Кансукэ, борющийся с диким кабаном
Куниёси.
Ямамото Кансукэ, борющийся с диким кабаном
1845-1846


Японская гравюра. Куниёси. Ядзама Дзюдзтро Мотооки
Куниёси.
Ядзама Дзюдзтро Мотооки – герой драмы «Канадэхон Тюсингура»
1847


В произведениях художников Утагава реальность нередко переплетается с вымыслом, художники, верные старинным легендам, наделяют героев нечеловеческой силой, невиданной храбростью и могуществом. Презирая опасность, воины вступают в единоборство с полчищами врагов («Китайский герой Тёхи на мосту Теханке»), с дикими животными («Минамото Кансукэ, борющийся с диким кабаном»), потусторонними силами и с самой природой («10 подвигов Тамэтомо»).

Японская гравюра. Кунисада. Няня Масаока во дворце Асикага
Кунисада.
Няня Масаока во дворце Асикага. Сцена из пьесы «Мэйбоку сэндай хаги»
1849-1853.


Японская гравюра. Куниёси. Тамэтомо в океане
Куниёси.
Тамэтомо в океане. Из серии «Десять подвигов Тамэтомо»
1847 — 1848.


Особого внимания заслуживают произведения батального жанра, который представлен лучшим из триптихов Куниёси «Великое сражение между Минамото и Тайра», посвященным многолетней борьбе за власть могущественных феодальных кланов ХII века. Гравер показывает морскую битву в заливе Данноура. Она завершилась тем, что госпожа Ниидоно, вдова главы рода Тайра Киёмори, видя неизбежное поражение, бросилась в пучину, держа на руках малолетнего императора Антоку. Ее примеру последовали все находящиеся на кораблях представители этой некогда могущественной семьи.

Классическая школа гравюры, сложившаяся в Эдо (Токио) в середине XVII века и просуществовавшая до второй половины XIX столетия, выработала высокий художественный стиль, оказавший воздействие на европейских художников Нового времени. Японской ксилографией восхищались такие живописцы, как Д. Уистлер и Э. Мане, Э. Дега, Ван Гог, П. Гоген, А. Остроумова-Лебедева.

Б.Воронова, кандидат искусствоведения


Приглашаем любителей японского искусства на сайт Литература Азии, где представлены заметки и статьи в том числе и о японской классической и современной литературе.



Следующая страница: Павел Федотов в кругу друзей



     • Главная   • Скрипки и свитки   • Герои и воины. Классические японские гравюры XVIII-XIX веков  
  Детектив «Ведьма в лесу» Татьяны Латуковой Летописи и артефакты Скрипки и свитки  
©  Клуб HOPEFISH - ХОУПФИШ, 2012-2022     
Культура, история, искусство, общество, общение, здоровье - без спекуляций
и вольных интерпретаций. Информационный портал для интеллектуалов и эрудитов,
технарей и гуманитариев, материалистов и агностиков
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов.
Контакты
Карта сайта