Летописи и артефакты Скрипки и свитки | |
Пробирки и шестеренки Микстуры и таблетки | |
Компасы и карты Куклы и машинки |
Скрипки и свиткиНебесный град в живописи средневековья и РенессансаТайная вечеря Леонардо да ВинчиБетховен. Пятая симфонияГерои и воины. Классические японские гравюры XVIII-XIX вековПавел Федотов в кругу друзей Русский ПарнасМураново. «Дом поэтов»Музей-усадьба МурановоЕвгений Боратынский. Последний поэтФедор Тютчев. Речи, которым не суждено умеретьОбитель милосердия. Храм во имя Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обителиРоман Татьяны Латуковой «Ведьма в лесу»Верхнетоемские песниКакая она, роскошная деревянная лестница?Художественная кованая мебель |
Музей-усадьба МурановоЗначение Мурановского музея многогранно. Его можно назвать памятником русской культуры, тем более что, кроме экспонатов, связанных с жизнью и творчеством Тютчева и Боратынского и их литературных современников, здесь хранится множество предметов, представляющих историко-боковой и художественный интерес. Мурановская усадьба резко отличается от пышных усадеб екатерининских вельмож (Кусково, Останкино, Архангельское). Тут нет ошеломляющей роскоши и богатства. Тут во всем чувствуется простота, которая сочетается с тонким вкусом. В исключительной полноте и сохранности дошло до нас бытовое убранство дома.
Помимо общих обзорных экскурсий, здесь возможны и специальные, посвященные живописи, фарфору и т. п. Многочисленные образцы мебели, преимущественно русской, позволяют наблюдать смену различных стилей в этой области прикладного искусства, начиная с первой половины XVIII века и кончая 80-ми годами XIX века. Портреты, картины и рисунки Ф. С. Рокотова, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, В. А. Тропинина, В. И. Гау, А. О. Орловского, А. К. Саврасова, И. К. Айвазовского, хранящиеся в музее, давно уже привлекают к себе внимание искусствоведов. Немалый интерес представляют также произведения неизвестных, возможно крепостных, живописцев. Очень разнообразна находящаяся в Муранове коллекция фарфора русских и иностранных заводов XVIII-XIX веков. О широте духовных запросов былых обитателей усадьбы свидетельствует собранная в мурановском доме библиотека, содержащая свыше 8 тысяч томов на русском и иностранных языках. Мурановский музей — не только хранилище литературного и художественного наследия, но и своего рода центр научно-исследовательской работы по изучению жизни и творчества Тютчева и Боратынского. В научной библиотеке музея сосредоточены все издания сочинений обоих поэтов и литература о них, обширная библиографическая картотека, коллекция фотокопий с их рукописей, звукозаписи музыкальных произведений, написанных на их слова. О популярности Муранова говорит растущая из года в год посещаемость музея. И это понятно. Изучение и творческое освоение культуры прошлого, принесшей славу нашей великой Родине, приобретают в наши дни особенно большое познавательное и воспитательно-эстетическое значение. ПрихожаяОбстановка выполнена местными столярами по заказу Боратынского. Паркет из сосны, отделанный мореным дубом, также работы мурановских мастеров. Подобный же паркет, но другого рисунка в Зеленой гостиной, столовой, библиотеке, Литературной и Тютчевской комнатах. На стенах — старинные гравюры и литографии, посвященные различным историческим событиям. Большая гостинаяОбстановка конца XVIII и первой половины XIX века. Фамильные портреты Энгельгардтов и Тютчевых, среди них — портреты А. Ф. и А. Н. Надаржинских, приписываемые Ф. С. Рокотову, портрет С. К. Вязмитинова работы О. А. Кипренского и другие. На горках русский и заграничный фарфор второй половины XVIII — первой половины XIX века. КабинетВ кабинете представлены вещи, принадлежавшие Е. А. Боратынскому: письменный стол-бюро, книжные шкафы, полка для книг — работы мурановских столяров. На столе-бюро — личные вещи Боратынского: чернильница, бювар, мундштуки, дорожный ящик для письменных принадлежностей, с которым он путешествовал за границу. Здесь же посмертная гипсовая маска Боратынского, сделанная в Неаполе под наблюдением знаменитого художника А. А. Иванова. Над столом — портрет Боратынского работы Эллерса и гравированный Н. И. Уткиным портрет Пушкина, подаренный Боратынскому А. А. Дельвигом.
В этой же комнате размещена привезенная из Петербурга обстановка кабинета Ф. И. Тютчева. На письменном столе — чернильница, гусиное перо (последнее, которым пользовался поэт), нож для разрезания книг, свечи, не зажигавшиеся после смерти Тютчева. На стенах — портреты Ф. И. Тютчева, его родственников и друзей. Между окнами — увеличенная фотография поэта, сделанная Левицким. На низком шкафу направо от двери — миниатюрный портрет Элеоноры Тютчевой, первой жены поэта. Тут же, над шкафом — портрет трех дочерей поэта от первого брака — Анны, Дарьи и Екатерины (рисунок углем). На центральной стене над диваном — портрет Эрнестины Федоровны Тютчевой, второй жены поэта, написанный баварским художником Ф. Дюрком (масло); акварельный портрет молодого Тютчева (1838 г.) и его же фотография 1850-х годов. Над книжными шкафами-портреты родителей Ф. И. Тютчева. Зеленая гостинаяЗдесь помещены кресла и диван стиля ампир красного дерева с золоченой отделкой из левкаса, шкаф-бюро русской работы середины XVIII века, комодик стиля Жакоб французской работы. На стенах — семейный портрет Энгельгардтов (пастель К. Барду), портрет поэта и драматурга Н. В. Сушкова, написанный в 1852 г. В. A. Тропининым, портрет его жены Д. И. Сушковой, сестры Ф. И. Тютчева, кисти салонного портретиста И. К. Макарова, парадный портрет Екатерины II, выполненный в мастерской художника А. Рослина. Над диваном — групповой портрет: тетка Ф. И. Тютчева Е. Н. Мещерская с дочерью и воспитанницей. Ранее этот портрет находился в усадьбе Мещерских Аносино под Звенигородом, где в 1812 г. пострадал от французской сабли. Об Отечественной войне 1812 г. напоминают также бронзовые часы-колесница французской работы начала XIX века. Часы эти были куплены отцом Ф. И. Тютчева у партизан, которые «отбили» их у французов. В горке выставлены фарфоровые статуэтки заводов Гарднера и Попова. Над дверью в следующую комнату — пейзаж кисти поэта Я. П. Полонского, близкого друга семьи Тютчевых. Голубая гостинаяОбстановка 30-х годов XIX века. На стенах — портреты друзей и знакомых обитателей дома. Представляют интерес шкатулка из моржовой кости работы холмогорских резчиков начала XIX века и фарфор русских и иностранных заводов первой половины XIX века. СтоловаяСо времени Боратынского здесь сохранился-стол «сороконожка». Над столом — хрустальная люстра русской работы второй половины XVIII века. На стене — копия с картины О. А. Кипренского «Садовник» (подлинник в Государственном Русском музее) . Большим украшением столовой являются фарфор и фаянс XVIII — первой половины XIX века: саксонский чайный сервиз середины XVIII века, дополнявшийся в более поздние годы на русских заводах; английский обеденный сервиз, принадлежавший Ф. И. Тютчеву; белые вазы завода Попова с изображенными на них цветами. БиблиотекаБиблиотека собрана несколькими поколениями обитателей Муранова. Она содержит произведения русских и западноевропейских писателей XVIII — XIX веков и большое собрание журналов и словарей. Среди книг-знаменитая «Энциклопедия» французских просветителей и многочисленные мемуары. На стенах — гравюры, изображающие события Отечественной войны 1812 г. Литературная комнатаОбстановка первой трети XIX века. На стенах — портреты литературных современников и родственников Боратынского и Тютчева. На центральной стене портреты: Е. Ф. Тютчевой, младшей дочери поэта от первого брака (портрет масляными красками работы И. К. Макарова), А. С. Хомякова (автопортрет, масло), Д. В. Давыдова, И. И. Козлова, И. А. Крылова (с автографом), декабриста Н. В. Басаргина (фотография, подаренная Н. В. Путяте после возвращения Басаргина из ссылки). Налево от двери из библиотеки — портреты А. Д. Боратынской, урожденной княжны Абамелек, которой Пушкин посвятил стихотворение «Когда-то, помню с умиленьем...»; Н. В. Путяты и его жены; декабриста А. Е. Ринкевича; ботаника и общественного деятеля-педагога С. А. Рачинского, племянника Боратынского. Над дверью — рисунок художника А. О. Орловского. На противоположной стене два пейзажа — «Морской вид» А. К. Саврасова (1859 г.) и «Закат» И. К. Айвазовского (1871 г.). Тютчевская комнатаОбстановка спальни Ф. И. Тютчева перевезена сюда после смерти поэта из Царского Села: кровать, личные вещи, последние прочитанные им книги. Гоголевская комнатаОтдельные предметы (диван, кресла) сохранились от обстановки конца 1840-х годов, когда в комнате останавливался Н. В. Гоголь. Над диваном — портрет Гоголя (литография 1852 г.). Над письменным столом — портреты литературных гостей Муранова: С. Т. и К. С. Аксаковых, В. Ф. Одоевского, Я.П. Полонского и других. В витрине — редкие издания произведений Гоголя, домино с персонажами из «Ревизора» и «Мертвых душ». На стенах — виды мурановской усадьбы и ее окрестностей, выполненные акварелью Д. В. Путятой. Аксаковская комнатаЗдесь размещается обстановка московского кабинета публициста-славянофила И. С. Аксакова, зятя Ф. И. Тютчева. На письменном столе — экземпляр биографии Тютчева, написанной Аксаковым и изданной в 1874 г. На стенах — многочисленные портреты И. С. Аксакова и его жены А. Ф. Тютчевой, автора мемуаров «При дворе двух императоров», фотография известного русского полководца М. Д. Скобелева, подаренная им самим Аксакову, портреты участников Славянского съезда 1867 г., состоявшегося в Москве. СпальняОбстановка первой половины Х1Х века, принадлежавшая последней владелице Муранова О. Н. Тютчевой. Среди семейных портретов — портрет заслуженного деятеля искусств Н. И. Тютчева, внука поэта, первого директора Мурановского музея (умер в 1949 г.) и одного из старейших представителей советского музееведения. Публикуется по изданию: Мураново. - М., Московский рабочий, 1963 Следующая страница: Евгений Боратынский. Последний поэт
|
Культура, история, искусство, общество, общение, здоровье - без спекуляций и вольных интерпретаций. Информационный портал для интеллектуалов и эрудитов, технарей и гуманитариев, материалистов и агностиков Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов. |
Контакты Карта сайта |