Летописи и артефакты Скрипки и свитки | |
Пробирки и шестеренки Микстуры и таблетки | |
Компасы и карты Куклы и машинки |
Скрипки и свиткиНебесный град в живописи средневековья и РенессансаТайная вечеря Леонардо да ВинчиБетховен. Пятая симфонияГерои и воины. Классические японские гравюры XVIII-XIX вековПавел Федотов в кругу друзей Русский ПарнасМураново. «Дом поэтов»Музей-усадьба МурановоЕвгений Боратынский. Последний поэтФедор Тютчев. Речи, которым не суждено умеретьОбитель милосердия. Храм во имя Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обителиРоман Татьяны Латуковой «Ведьма в лесу»Верхнетоемские песниКакая она, роскошная деревянная лестница?Художественная кованая мебель |
Верхнетоемские песниВерхняя Тойма - село в Архангельской области с древней историей. Верхнетоемский район раположен заметно южнее самого Архангельска, но суровый климат и отсутствие дорог превратило эту землю в один из самых глухих уголков Русского Севера. Верховья Пинеги и непроходимые леса веками надёжно укрывали беглецов из южных и центральных областей, обживавших неприветливый край и сохранявших поколениями те традиции и уклады, что растворялись во времени в иных землях. Волны переселенцев оставляли каждая свой след в северном фольклоре и народном творчестве, но общий фундамент оставался неизменным, и на Севере сложилась особая культура, наиболее полно сохранившая особенности быта и семейных порядков с самых древнейших времен. Многие исследователи склонны искать в северном фольклоре прежде всего архаику религиозных воззрений, однако в действительности подавляющее большинство северных, да и не только северных песен - это своего рода маленькие истории о любви, семье, взаимоотношениях. Песни исполнялись молодыми женщинами, и они пели о том, что волновало их в первую очередь, а это были любовные мечты, волнения о будущем или состоявшемся браке, а подчас в песне находили отражения и сожаления о загубленной жизни, о несправедливости близких и тяжёлой судьбе. Надо заметить, что характер исполнения большинства песен был максимально далёк от торжественного хорового песнопения, это были песни, которые помогали скрасить время, развлекали и отвлекали, их исполняли в узком кругу, а то и просто для себя самих. Конечно, в них не задавались вопросами устройства вселенной, им не придавали пафосного звучания.
Рифмы в песнях Русского Севера кажутся подчас простыми и незамысловатыми, но необходимо отметить, что певуньи-сказительницы исполняли их на память, и многие не следовали раз и навсегда заталдыченным словам. Песни являлись импровизацией, в них добавлялись и убавлялись строки, рифмы менялись, а подчас менялись и сюжеты, когда одно и то же начало песни получало в разных деревнях разное окончание. Особое очарование некоторым песням придают рифма и ритм, которые завершают начальные строки спустя изрядное количество строк. Возвращение к ритмическому и фонетическому рисунку создаёт цельность всего произведения, завершённость как истории, так и звукового восприятия. В сборниках русских песен поражает изобилие стихотворного материала, многие исполнительницы знали сотни песен с различными мотивами, что впечатляет в сравнении с современным стремлением к хитам и однообразному повторению одного-двух мелодических построений. РасставаниеЗаписано со слов Екатерины Дмитриевны Сосниной
Свистит свисток уныло, его уж не слыхать. Где, милая, простудилась?Записано со слов Екатерины Дмитриевны Сосниной
Где, милая, простудилась, где шлялася по ночам? Заскочил козёл в огородЗаписано от Елизаветы Трофимовны Злобиной и Александры Ивановны Королёвой
Заскочил козёл в огородец, в огородец. Пойди, пойди, СашенькаЗаписано от Елизаветы Трофимовны Злобиной и Александры Ивановны Королёвой
c СвадебнаяЗаписано от Елизаветы Трофимовны Злобиной и Александры Ивановны Королёвой
Нам не для чего в чужие люди торопиться, торопиться: Пойди, пойди, СашенькаЗаписано от Елизаветы Трофимовны Злобиной и Александры Ивановны Королёвой
Пойди, пойди, Сашенька, в лес по ягодки, МашенькаЗаписано от Анастасии Дмитириевны Щеловановой и Елизаветы Трофимовны Злобиной
— Да об чём же, Машенька, плачешь, Записано от Анастасии Дмитириевны Щеловановой
Шла я садом, и ой, шла я садом, Во лузях
И во лузях, во зелёных, во лузях, во лузях. Подготовлено в содружестве с проектом Верхняя Тойма. Верхняя Тойма - районный центр в Архангельской области, известный своими фольклорными открытиями. На сайте села и района можно найти не только фольклорные сказы и песни, но и познакомится с историей заселения и освоения Русского Севера, почитать про северную деревянную архитектуру, посмотреть фотогалерею пейзажей Северной Двины и её притоков. Публикуется по изданию: Кабы не Арза - не река... Архангельск: ОАО "Правда Севера", 2006. ISBN 5-85879-281-2 Следующая страница: Какая она, роскошная деревянная лестница?
|
Культура, история, искусство, общество, общение, здоровье - без спекуляций и вольных интерпретаций. Информационный портал для интеллектуалов и эрудитов, технарей и гуманитариев, материалистов и агностиков Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов. |
Контакты Карта сайта |