Клуб ХОУПФИШ Летописи и артефакты Скрипки и свитки       
Пробирки и шестеренки Микстуры и таблетки       
Компасы и карты Куклы и машинки       


Скрипки и свиткиНебесный град в живописи средневековья и РенессансаТайная вечеря Леонардо да ВинчиБетховен. Пятая симфонияГерои и воины. Классические японские гравюры XVIII-XIX вековПавел Федотов в кругу друзей Русский ПарнасМураново. «Дом поэтов»Музей-усадьба МурановоЕвгений Боратынский. Последний поэтФедор Тютчев. Речи, которым не суждено умеретьОбитель милосердия. Храм во имя Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обителиРоман Татьяны Латуковой «Ведьма в лесу»Верхнетоемские песниКакая она, роскошная деревянная лестница?Художественная кованая мебель

Верхнетоемские песни

Верхняя Тойма - село в Архангельской области с древней историей. Верхнетоемский район раположен заметно южнее самого Архангельска, но суровый климат и отсутствие дорог превратило эту землю в один из самых глухих уголков Русского Севера. Верховья Пинеги и непроходимые леса веками надёжно укрывали беглецов из южных и центральных областей, обживавших неприветливый край и сохранявших поколениями те традиции и уклады, что растворялись во времени в иных землях. Волны переселенцев оставляли каждая свой след в северном фольклоре и народном творчестве, но общий фундамент оставался неизменным, и на Севере сложилась особая культура, наиболее полно сохранившая особенности быта и семейных порядков с самых древнейших времен.

Многие исследователи склонны искать в северном фольклоре прежде всего архаику религиозных воззрений, однако в действительности подавляющее большинство северных, да и не только северных песен - это своего рода маленькие истории о любви, семье, взаимоотношениях. Песни исполнялись молодыми женщинами, и они пели о том, что волновало их в первую очередь, а это были любовные мечты, волнения о будущем или состоявшемся браке, а подчас в песне находили отражения и сожаления о загубленной жизни, о несправедливости близких и тяжёлой судьбе. Надо заметить, что характер исполнения большинства песен был максимально далёк от торжественного хорового песнопения, это были песни, которые помогали скрасить время, развлекали и отвлекали, их исполняли в узком кругу, а то и просто для себя самих. Конечно, в них не задавались вопросами устройства вселенной, им не придавали пафосного звучания.

Речка Верхняя Тойма
Речка Верхняя Тойма

Рифмы в песнях Русского Севера кажутся подчас простыми и незамысловатыми, но необходимо отметить, что певуньи-сказительницы исполняли их на память, и многие не следовали раз и навсегда заталдыченным словам. Песни являлись импровизацией, в них добавлялись и убавлялись строки, рифмы менялись, а подчас менялись и сюжеты, когда одно и то же начало песни получало в разных деревнях разное окончание. Особое очарование некоторым песням придают рифма и ритм, которые завершают начальные строки спустя изрядное количество строк. Возвращение к ритмическому и фонетическому рисунку создаёт цельность всего произведения, завершённость как истории, так и звукового восприятия.

В сборниках русских песен поражает изобилие стихотворного материала, многие исполнительницы знали сотни песен с различными мотивами, что впечатляет в сравнении с современным стремлением к хитам и однообразному повторению одного-двух мелодических построений.

Расставание

Записано со слов Екатерины Дмитриевны Сосниной

Свистит свисток уныло, его уж не слыхать.
И пароход далёко, его уж не видать.
Все птички-канарейки, все жалобно поют,
Нам с тобою, милый, разлуку придают.
Скука и разлука, чужая сторона.
Никто нас не разлучит: ни солнце, ни луна.
Зачем нам разлучаться, зачем в разлуке жить?
Нам лучше повенчаться и друг друга любить.
Рука моя писала, не знаю, для чего?
Сердечко подсказало: для друга моего.
Подруга моя, Катя, соперница моя,
Любила ты, как друга, люби его, как я.

Где, милая, простудилась?

Записано со слов Екатерины Дмитриевны Сосниной

Где, милая, простудилась, где шлялася по ночам?
Разве ты в кого влюбилась? Я не знаю, просто срам!
Аль в парня молодого, аль в старого старика?
У старого старика много злата, серебра.
А как у парня молодого денег нету ни гроша.
Деньги — дело наживное, о них нечего тужить,
А любовь — дело другое, ею надо дорожить.
Не про нас ли люди знают, все соседи говорят?
А девчинушке стало стыдно, стала плакать, горевать.
— А не плачь ты, моя любая, возьму замуж за себя.
У тебя тятенька богатый, а я так бедный сирота.
У тебя братцы родные стороной будут ходить.
Твои сёстры-лиходейки во глаза будут корить.
Ни на кого не погляжу, за себя замуж возьму.

Заскочил козёл в огород

Записано от Елизаветы Трофимовны Злобиной и Александры Ивановны Королёвой

Заскочил козёл в огородец, в огородец.
Заскочил молодой на высокий, на высокий.
Я пошла козла выгоняти, выгоняти:
— Ты не ешь, козёл, капустки,
Не заламывай, козёл, листочки,
Не закусывай стебелёчки.
Мы с козлом разругались, разругались.
Всякой всячиной раскорялись, раскорялись
Мне б идти с козлом помириться, помирить
Низехонько поклониться, поклониться.
Да убежал козёл, не догнати, не догнати.

Пойди, пойди, Сашенька

Записано от Елизаветы Трофимовны Злобиной и Александры Ивановны Королёвой

c
Тихо-тёмная ноченька,
Тихо-темно осенняя.
Есть у моего милого
Две дощечки зыбучие.
Они гнутся, не ломаются.
Милый идёт потихохонько,
Он ступает помалёхонько.
— Разбужайся, молодая жена,
Я зачем к тебе в гости пришёл?
Я любимого гостя привёл,
Я родимого батюшку.
— Кабы знала я, ведала,
Караул бы приставила,
Я честнёхонько встретила,
Того лучше спровадила.

Свадебная

Записано от Елизаветы Трофимовны Злобиной и Александры Ивановны Королёвой

Нам не для чего в чужие люди торопиться, торопиться:
Жить у батюшки в доме очень хорошо/2 раза/.
Нам-то чужая работа робить не по силе:
С той работы рученьки мои болят /2 раза/.
Болят плечи, косо вздыхание,
Бела грудь моя болит /2 раза/.
Сердечко бьётся, печали придаётся,
Кого я любила, того дружочка жаль /2 раза!.
Так тошнёхонько, своего жалко милого,
Своего милого, да сердечного,
Кого люблю, того и жаль /2 раза/.


Пойди, пойди, Сашенька

Записано от Елизаветы Трофимовны Злобиной и Александры Ивановны Королёвой

Пойди, пойди, Сашенька, в лес по ягодки,
Брала, брала Сашенька, отемнала,
Брала, брала Сашенька, отемнала.
Ложилась Сашенька спать под сосенку,
Ложилась Сашенька спать под сосенку.
На ту пору, на то времечко миленькой идёт:
— Вставай, вставай, Сашенька,
Вставай, вставай, Сашенька, садись во карету.
Мы поедем с тобой, Сашенька, во деревню,
Мы поедем с тобой, Сашенька, во деревню.
Есть у меня избушечка нова, будешь ты хозяйка молодая.

Машенька

Записано от Анастасии Дмитириевны Щеловановой и Елизаветы Трофимовны Злобиной

— Да об чём же, Машенька, плачешь,
Да об чём, девка, ой да слёзоньки льёшь, слёзы льёшь?
— Ищё как мне не плакать,
Горьки слёзоньки да не ронить, не ронить, да?
Ходила в садок да зелёненькой,
Да ноне тот мой садик зелёненький подсыхает, подсыхает.
Там ходил друг, друг да миленькой,
Да ныне стал он подзабывывать, забывать.
Я-то нигде дружка-то не вижу:
Ой, да не в долинке, ой, да не в лужку
Не в лужку-то увидала да милого,
Ой, да у соседушек, ой по вечеру, вечеру,
У соседушек на беседе.
Ой, да унимала я ночку ночевать, ночевать:
— Ты ночуй, ночуй, да миленькой, ночуй ноченьку,
Ой, да ночуй здесь у меня.
— Рад бы, радёшенек, рад остаться,
Ой, да боюсь до свету, ой, да до свету просплю
Ой, до свету просплю, вот просплю.
— Спи же ты, не бойся, миленький, свету.
Ой, да до зорюшеньки, ой, раньше разбужу, разбужу.
Я-то дружка до свету спровожала,
Ой, да где скончалася с миленьким любовь, вот любовь, да
Где скончалась, с милым разосталась,
Да слёзно плакала, ой, да девушка об ём.
Вот об ём-то я на бережке да стояла,
Ой, да слёзно плакала, ой, плакала об ём, вот об ём я,
Слёзно плакала и рыдала.
От слёз реценька, ой, реценька протекла, протекла.
Сколь она широкая, реценька глубокая.
Ой, да перевозу, да ой, да перевозу нет, вот и нет,
Нет ни карбаса, да и ни лодочки,
Один лёгонькой стружок, вот стружок.

Записано от Анастасии Дмитириевны Щеловановой

Шла я садом, и ой, шла я садом,
Шла садом зеленым, и вот зелёненьким.
В саду бают, и ой, в саду бают, про нас говорят
И говорят же, да:
— Нам женитце,
И ой, нам женитце с молодцом велят.
И вот велят же, да.
Шла я садом, шла я садом, и ой, шла я садом,
Шла садом зеленым, и вот зелёненьким,
И ой, во саду-то листочки шумят,
И вот шумят же, да, и не шумите
И ой, не шумите вы мои листочки, вот листочки...

Во лузях

И во лузях, во зелёных, во лузях, во лузях.
И вырастала, вырастала трава шёлковая.
И расцвели, расцвели цветы лазоревые.
И спонесли, спонесли духа малиновые.
Уж я той травой, уж я этой травой выкормлю коня.
Я выкормлю, уж я выкормлю, выглажу его.
И споведу, поведу коня я батюшке, к батюшке.
— Уж ты, батюшка, родимый сударь мой,
И ты прими, прими-ко слово ласковое.
И сполюби, сполюби слово приветливое.
И не отдай, не отдай меня за старого замуж.
Старого, старого мужа насмерть не полюблю.

Подготовлено в содружестве с проектом Верхняя Тойма. Верхняя Тойма - районный центр в Архангельской области, известный своими фольклорными открытиями. На сайте села и района можно найти не только фольклорные сказы и песни, но и познакомится с историей заселения и освоения Русского Севера, почитать про северную деревянную архитектуру, посмотреть фотогалерею пейзажей Северной Двины и её притоков.

Публикуется по изданию: Кабы не Арза - не река... Архангельск: ОАО "Правда Севера", 2006. ISBN 5-85879-281-2



Следующая страница: Какая она, роскошная деревянная лестница?



     • Главная   • Скрипки и свитки   • Верхнетоемские песни  
  Детектив «Ведьма в лесу» Татьяны Латуковой Летописи и артефакты Скрипки и свитки  
©  Клуб HOPEFISH - ХОУПФИШ, 2012-2022     
Культура, история, искусство, общество, общение, здоровье - без спекуляций
и вольных интерпретаций. Информационный портал для интеллектуалов и эрудитов,
технарей и гуманитариев, материалистов и агностиков
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов.
Контакты
Карта сайта