Клуб ХОУПФИШ Компасы и карты Летописи и артефакты Скрипки и свитки       
Пробирки и шестеренки Микстуры и таблетки       
Куклы и машинки Конфеты и букеты Мячи и обручи       


Куклы и машинкиЗабота о новорождённом малышеМодная мама на родительском собранииВ защиту троечникаШкольник: здоровье стабильное, психика неустойчиваяПервые уроки скульптурыВыбираем школьный рюкзакФорменное преображениеВ школу больше не пойдемУборка в школе

Первые уроки скульптуры

Cегодня наш разговор о скульптуре, о том, как ее преподавать, как научиться лепить. Случается, что предмет этот называют «неглавным», потому что не всегда он нужен для поступления в художественные заведения. Нередко этому способствуют сами педагоги, которые пускают обучение скульптуре на самотек, занимаются лишь декоративной композицией, керамикой, почти полностью исключив работу с натуры. Это при внешней привлекательности обедняет занятия, ребята лишаются умения профессионально подходить к лепке.

Скульптура своеобразный предмет, но не многим отличается от других учебных специальных дисциплин. На уроках скульптуры изучаются пропорции, пространство, взаимоотношения плоскостей и даже цвет — скульптуру деревянную, керамическую, гипсовую часто тонируют. Здесь также прежде чем что-то делать руками, неплохо мысленно все представить себе,продумать, походить на выставки, порисовать эскизы. Во многих краеведческих музеях экспонируются коллекции самобытной народной скульптуры, игрушки, домашняя утварь, которые могут подсказать интересную пластическую мысль. Если вы живете в маленьком поселке, где нет музеев, оглянитесь вокруг: скульптура часто украшает окна домов (наличники), трубы печей, коньки крыш. Интерьеры старинных зданий обычно покрыты искусной резьбой. В библиотеке в альбомах, подшивках журналов по искусству всегда найдется немало полезных статей о скульптуре.

Первые встречи со скульптурой учащиеся проводят в музеях и на выставках. Знакомятся с историей пластики. Такая подготовка необходима потому, что увидеть скульптуру в современных условиях действительно трудно. Ее мало, а в новых районах она обычно отсутствует. Экскурсии в старую часть города, на выставки современного искусства, народных промыслов, в мастерские художников в течение всего курса расширяют кругозор, дают определенное представление о практической работе в этой области. В нашей школе много слепков с античных и средневековых произведений. Ежедневное общение с хорошими образцами пластики вводит в мир высокого искусства, позволяет ученикам критически оценивать свои достижения.

В детскую художественную школу или студию изо, как правило, дети приходят, имея опыт занятий лепкой в детском саду, младших классах общеобразовательной школы. Ребята уже умеют разминать пластилин, глину, лепить простейшие объемы. Иногда даже создают такие оригинальные образы, которые своей творческой непосредственностью умиляют взрослых. Но когда подростки продолжают делать все те же наивные вещи, от однообразия задач постепенно интерес к лепке теряется.

Еще один совет для тех, кто серьезно увлечен скульптурой. Постарайтесь работать ритмично, каждый день, хотя бы часа по полтора-два. Понятно, что это трудно. В лучшем случае удается поработать раз в неделю, но меньше никак нельзя. Уже через несколько дней тускнеют, забываются мысли и чувства, связанные с начатым этюдом. Кроме того, работу в глине долго сохранять сырой трудно.

Прежде чем лепить, устройте свое место так, чтобы скульптура находилась прямо перед глазами. Если смотреть на нее сверху — не увидите пропорций; трудно лепить, когда столик слишком высок. Неудобно работать сидя, потому что необходимо часто отходить от этюда, проверять его издали.

Итак, мы приготовились лепить. Но всякий ли предмет, сделанный вашими руками, будет предметом искусства? Задумайтесь, любой ли набор слов можно назвать стихами или рассказом. Очевидно, нет. Кроме того, каждому искусству, науке соответствует свой язык. Математика говорит на языке чисел, литература пользуется словами, химия выражает мир в формулах. Скульптура и архитектура говорят на языке реально осязаемых объемов, пространств, пропорций, веса.

За тысячелетия существования культуры художники выработали условия, при которых простой кусок глины превращается в произведение искусства. Одно из основных — знание ремесла при желании доступно каждому человеку.

Учиться начинаем с так называемой «круглой» скульптуры. Ребята хорошо знают сказки, любят и держат дома животных, поэтому недостатка в сюжетах нет. Попробуйте зримо представить своего героя. Не всегда он возникает ясным в первые минуты. Чтобы дело пошло, можно отвлечься, углубиться в воспоминания или мечты, припомнить лучшие мгновения жизни, поверить в себя. Ведь от этого зависят первоначальные, нередко самые верные, интуитивные касания к куску глины.

Некоторые ученики начинают слишком маленькую фигурку. Это не всегда удобно, потому что никак не удается хорошо вылепить детали. Хотя определение величины часто индивидуально. Одни любят лепить крупные объемы, другие помельче. В некоторых случаях малый размер даже лучше, в нем легче исправлять, менять характер задания. Подходящий размер для комнатной (настольной, как ее еще называют) скульптуры 12-20 см.

Определив размер, надо позаботиться о плинте (подставка под фигуркой). Для чего нужен плинт и каким он может быть? Это своего рода театральная сцена для фигурки. Он делает появление скульптуры не случайным, а закономерным явлением, бережет ее. Плинт своими размерами и геометрической формой связан и с образом этюда, и с окружающими его предметами. Необходимо как следует объяснить, что по важности плинт и фигура равноценно работают на образ произведения. Для первого раза лучше выбрать низкую прямоугольную призму высотой 1 — 2,5 см. Располагая скульптуру на плинте, следите, чтобы он не был слишком большим и тяжелым для фигурки или, наоборот, легковесным. Поставьте фигурку так, чтобы она не сползала с плинта в сторону. Для этого чаще отходите от станка, проверяйте — соответствует ли основание скульптуре. Еще важно совместить фас (передняя сторона) скульптуры и плинта. В некоторых случаях плинт не нужен. Допустим, композицию летящих птиц можно подвесить или укрепить на проволоке.

По окончании, если работа удалась, ее лучше сохранить в течение нескольких месяцев, чтобы зафиксировать достижения. Керамическую глину обжигаем в муфельной печи, этюды, сделанные из обыкновенной глины, фотографируем.

После композиционного задания несколько уроков посвящаем работе с натуры. В круг объектов для заданий входят: цветы и листья (живые, гербарии, свободно высохшие листья, гипсовые орнаменты), животные и птицы: голуби, вороны, кошки (только не чучела), раковины моллюсков, несущие информацию об орнаменте и сложных видах симметрии в природе. Уже в первом полугодии по схемам и анатомическим атласам пытаемся рисовать и лепить лошадь.

Чтобы скорее узнать особенности опорно-двигательного аппарата человека, делаем быстрые скульптурные наброски по 15 — 30 минут со стоящей или сидящей фигуры натурщика. Перед каждым наброском обязательно проводим разбор основных пропорций. Изучаем кисть руки и стопу ноги. Сначала делаем копию гипсовой модели со скульптуры Микеланджело или Донателло. Затем лепим скелет, объясняя образование внешних форм анатомическим строением. И как завершение цикла — кисть руки в самостоятельно выбранном движении. Складки изучаем на простом натюрморте, стараясь увидеть законы их образования и распределение на большие объемы. Работая с натуры, внимательнее вглядывайтесь в нее.

Кошку можно погладить, представить в сильном движении: беге, прыжке. Ее можно воплотить в любом мягком материале, даже в проволоке. Изучая натуру, сравниваем ее с воображаемым пластическим образом и потом лепим. Работаем быстро. Но если наступил своеобразный творческий кризис и вы не знаете, что делать дальше, лучше остановитесь. От бесцельных прикосновений этюд не улучшится.

Перемежая изучение природы композиционными заданиями, мы хотим познакомить ребят с историей скульптуры, условиями, при которых она существует в городской среде. Поэтому много внимания уделяется работе в рельефе. Знакомим со всеми видами декоративно-скульптурного украшения стены.

Некоторые закономерности лепки рельефа требуют тщательного объяснения. Дело сводится, по сути, к сокращению объема и пространства. Вылепить натуру в рельефе значит сжать все объемные плоскости, перпендикулярные к фону или направленные к нему под углом. А плоскости, ограничивающие объемную форму в параллельном направлении фону, оставить без изменения. Освоение рельефа заставляет отказаться от бездумного копирования объема. Располагаем данные задания так: рельеф, оторванный от стены, сквозной рельеф (примеры египетских и скифских рельефов), горельеф (рельеф греческий) и египетский, не выступающий из плоскости стены.

За решением столь сложных и новых задач не забывайте, что все эти знания служат только опорой для реализации композиционных замыслов. Композиции нет без формального решения и знания натуры. Поэтому все задания мы проводим с объяснением простейших законов композиции, объясняя значение вертикали — горизонтали, симметрии, асимметрии. Конечно, аналогичные законы действуют в графике и в живописи, а скульптура только утверждает их в объемно-пространственной сфере.

Именно в лепке, в композиционных заданиях каждый из вас имеет счастливую возможность проявить свой неповторимый творческий характер. Пусть воплощение пластических идей пока двигается робко, на ощупь. Прислушиваясь к своему внутреннему «я», сравнивая собственные, пусть еще неосуществленные фантазии с работами товарищей, с творениями классиков, попробуйте увидеть многообразие мира еще интереснее, красивее. Воплотите это в эскизах. Ну а если не получается, расстраиваться не стоит. Снова и снова беритесь за работу.

Умение и любовь к лепке помогали творить художникам разных школ и поколений. Николай Николаевич Ге, рассказывая о работе над эскизами знаменитой «Тайной вечери», замечает, что удача пришла только после того, как он вылепил эту драматическую сцену. Очень долго не удавалось найти выразительное освещение. И вот однажды ночью со свечою вошел художник в мастерскую взглянуть на эскиз. Обошел вокруг него. С чувством безнадежности оставил оплывшую свечу на столе и направился к выходу. Но последний взгляд от двери остановил мастера. Случайно поставленная свеча подсказала принцип освещения. Свет ярко озарял Христа с учениками и зловещим темным силуэтом обрисовывал Иуду. Это было как раз то, что нужно, что он так долго искал.

Е. Шелова, Г. Корягин

Другие статьи о творческих занятиях с детьми вы найдете на портале "Родители и дети". Сайт представляет ряд творческих уроков и серию публикаций о культурных и исторических традициях воспитания и образования детей.



Следующая страница: Выбираем школьный рюкзак



     • Главная   • Куклы и машинки   • Первые уроки скульптуры  
©  Клуб HOPEFISH - ХОУПФИШ, 2012-2018     
Культура, история, искусство, общество, общение, здоровье - без спекуляций
и вольных интерпретаций. Информационный портал для интеллектуалов и эрудитов,
технарей и гуманитариев, материалистов и агностиков
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов.
Контакты
Карта сайта