Клуб ХОУПФИШ Компасы и карты Летописи и артефакты Скрипки и свитки       
Пробирки и шестеренки Микстуры и таблетки       
Куклы и машинки Конфеты и букеты Мячи и обручи       


Куклы и машинкиЗабота о новорождённом малышеМодная мама на родительском собранииВ защиту троечникаШкольник: здоровье стабильное, психика неустойчиваяПервые уроки скульптурыВыбираем школьный рюкзакФорменное преображениеВ школу больше не пойдемУборка в школе

В школу больше не пойдем

Главная цель домашнего обучения – научить ребёнка учиться. Как показывает жизнь, в школе этому чаще всего не учат. Научиться добывать знания самому – вот задача, которой придётся посвятить не один год. Научиться анализировать текст, понимать эффективность изучения того или иного предмета – тоже задача не на пару месяцев. Вы можете сказать, что многие этому учатся всю жизнь. Да, это сложно, и начинать лучше как можно раньше!

Как мы дошли до такой жизни

Можно сказать, что сторонницей именно этого способа обучения я стала совершенно случайно, а можно сказать и по-другому – обстоятельства подводили меня к этому довольно долгое время.

Когда моей дочке исполнилось четыре года, я начала задумываться о том, в какую школу её отдать. Читала тематические форумы, расспрашивала мам и бабушек на площадках, присматривалась к школам, где учились дети знакомых. Сказать по правде, я не пришла к однозначному мнению, в какую школу стоит стремиться попасть. Водить ребёнка на подготовку считала ненужным занятием (а в большинство соседних школ можно было попасть только таким способом). Прочитала оказавшуюся довольно полезной мне на тот момент книгу «Такие разные шестилетки» и после прочтения сделала вывод, что дочку буду отдавать в школу не раньше семи лет. А когда дочери исполнилось шесть, мы неожиданно переехали. Поиски пришлось начинать по новой. Результаты были неутешительными – ничего приличного в пешей доступности не было, возить ребёнка за тридевять земель в первом классе казалось мне неразумным.

За год до того мне посчастливилось познакомиться с очень милой женщиной и её детьми, старшая дочь была на экстернате (на тот момент – в пятом классе). Я была поражена развитостью этого ребёнка, а мама любезно поделилась координатами школы, где есть экстернат для начальных классов. Тем не менее, весной мы записались в ближайшую школу. Особых волнений у меня это событие не вызывало.

В школу больше не пойдем


По стечению обстоятельств летом я очень тесно общалась с той же мамой и её детьми и окончательно убедилась, что без школы жить вполне возможно. Перед первым сентября я пришла в школу – узнать, когда будет родительское собрание. Оказалось, что все сданные документы секретарь умудрилась потерять. Это был первый звонок. Потом выяснилось, что учительницу для первого класса нашли буквально накануне начала учебного года. Это был второй звонок. Дочка начала ходить в школу, но интерес при этом у первоклассницы был только один – что будет завтра на завтрак. Вскоре она заболела чем-то вроде желудочного гриппа. Посмотрела я на всё происходящее и записала её на экстернат. За пять минут забрала из уже бывшей школы «личное дело» и больше туда не заходила.

Плюсы и минусы домашнего обучения

Самый большой плюс – это, во-первых, темп обучения и выбор тем. Ребёнок может в пять лет интересоваться астрономией, а в семь – физикой. И можно изучать эти предметы прямо сейчас, не дожидаясь, пока до них дойдёт дело в школе. К тому же, изучать их можно так, как больше нравится: регулярно в небольших количествах, интенсивно за короткое время или методом погружения. Выбирайте то, что больше подходит вашему ребёнку и соответствует вашему стилю жизни.

Во-вторых, способ обучения может быть любым. Можно изучать дроби на яблоках или игрушках, проценты считать на счётных палочках, а на иностранный язык переводить любимый мультфильм – главное, чтобы было интересно. Можно пользоваться компьютерными программами, любыми книгами, смотреть фильмы на определённую тему и посещать выставки и музеи. Можно придумать и сделать проект, который будет действительно интересен ребёнку, и при этом уделить ему столько времени, сколько потребуется.

В-третьих, освобождается много времени. Нет, даже не так – МНОГО времени. Можно успеть заняться всем тем, чем многие школьники заняться не успевают. Тут у каждого увлечения свои, но лично для меня те же ежедневные прогулки на свежем воздухе очень ценны. Вы мне, возможно, не поверите, но для полноценного усвоения программы начальной школы за 4 года надо не более 2,5–3 часов в день при пятидневной неделе в течение учебного года! При этом каникулы вы устраиваете тогда, когда это надо вам и ребёнку, а не когда их установит школа.

И, наконец, вы можете больше общаться с ребёнком. Да, быть учителем для него – это сложная задача, и многие спросят – а не будете ли вы путаться в социальных ролях? Не бойтесь, не будете. Ведь мы с самого рождения учим своих детей всему, что сами умеем.

Теперь о минусах. Если ваш ребёнок жить не может без хорошей компании, значит, надо ему эту компанию организовывать. Её в любом случае придётся организовывать, просто в школе это был бы случайный набор детей (или менее случайный, если школа тщательно выбрана), но это отдельный труд, которым предстоит заниматься.

Время. Да, в современном мире его всем не хватает. Сразу замечу, что если вы работаете полный рабочий день и обучением ребёнка планируете заниматься сами, то вам, скорее всего, потребуется помощь. К чьей помощи прибегнуть – решать вам. Это может быть преподаватель в школе (можно договориться о занятиях, например, раз в неделю за устраивающую обе стороны плату). В этом случае вы будете ближе к школьной программе и её темпу, хотя и тут у ребёнка будет возможность заниматься в своём ритме, ускоряясь или замедляясь по мере необходимости. Этот вариант подходит тем, чьи интересы легко укладываются в школьную программу или не идут с ней вразрез. Сейчас есть такие преподаватели, которые готовы в занятиях отталкиваться от интересов ребёнка. Смысл занятий – дать пищу для ума, стимул к поискам и экспериментам, увлечь идеей. Обучение основным вещам может происходить подспудно или параллельно, как прикладное к чему-нибудь.

Есть учебные центры и домашние школы – рынок услуг ширится, поскольку и спрос растёт. В последние годы люди, узнающие, что мой ребёнок не ходит в школу, чаще всего не удивляются, а довольно живо интересуются подробностями.

Вам тоже этого хочется?

Итак, вы узнали о домашнем обучении и загорелись идеей. С чего стоит начать?

Первое – и самое главное – вы должны быть полностью уверены в том, что готовы пойти по этому пути. Если ребёнок уже учится в школе, в первую очередь поинтересуйтесь его мнением. Если ещё не учится – его все равно следует спросить: может, все друзья из садика пойдут в школу, и ему будет некомфортно оставаться дома. Если есть разногласия с супругом и другими родственниками, стоит попробовать найти методы, чтобы привлечь их на свою сторону. Хорошая поддержка – это очень важно!

Теперь надо выбрать, как вы будете официально оформлять домашнее обучение. По большому счёту, существует два варианта: семейное обучение и экстернат. С семейным образованием до сих пор, к сожалению, много неясностей. Согласно закону об образовании, ЛЮБОЙ ученик имеет право выбрать семейную форму обучения. Поэтому в уставе ЛЮБОЙ школы должна быть прописана семейная форма обучения. Конечно же, если есть хоть какой-то выбор, лучше поискать школу, где к «семейникам» относятся лояльно, то есть не заставляют приходить на все контрольные и отчитываться каждую неделю. В Москве до недавнего времени была возможность получать компенсацию за семейное обучение (так как функции учителей берут на себя родители, государство перечисляет денежные средства им, а не школе).

Всё, что от вас требуется, – это написать заявление на имя директора с просьбой перевести вашего ребёнка на семейную форму обучения. Заявление надо зарегистрировать у секретаря. Зачастую в школе настороженно относятся к таким заявлениям, не знают, что с этим делать. Поэтому надо чётко знать, как часто ваш ребёнок готов приходить в школу отчитываться о проделанной работе, быть очень уверенными в себе и разговаривать вежливо, но настойчиво. Не хочу никого пугать, но были случаи, когда на мать оказывали давление соцслужбы, утверждая, что она лишает своего ребёнка права на образование (это при том, что заявление на имя директора было написано ей до того, как она забрала ребёнка из школы). Поэтому ещё раз повторю – чётко фиксируйте каждый ваш шаг, оговаривайте все условия в письменном виде.

Узнайте в окружном департаменте образования, какая школа является базовой для обучения экстернов в вашем округе. Кстати, совершенно необязательно прикрепляться к школе в своём округе, можно это делать хоть на другом конце города (весьма вероятно, что ездить туда придётся только на аттестации и консультации перед ними). С экстернатом проще, но он зачастую стоит денег. С другой стороны, все аттестации чётко прописаны, если планируются занятия с преподавателем, то тоже чётко известно, в каком количестве и когда (очно или дистанционно). При семейной форме обучения о количестве и частоте аттестаций и консультаций договариваться надо вам самим и предлагать преподавателю свои варианты.

Кому подходит домашнее обучение

•  Детям, которые любят читать и в которых не угасла тяга к познанию всего нового.

•  Людям с высокой самоорганизованностью (как родителям, так и детям).

•  Интровертам и тем, кто не нуждается в постоянном общении с большим количеством людей, а также тем, кто в больших коллективах чувствует себя неуютно.

•  Тугодумам, поскольку в школе они рискуют попасть в двоечники из-за большего времени, нужного на раздумья (при этом они могут быть довольно умны, просто темп работы мозга у них другой). В школе им может быть тяжело, зато при домашнем обучении они расцветают, и качество усвоения материала вырастает в разы – ведь можно сколько надо подумать, прежде чем идти дальше.

•  Детям, у которых есть сложности с общением. На данный момент довольно трудно организовать для ребёнка постоянное общение с возможностью выборки на регулярной основе. Или придётся делать это хитрыми путями, задействуя многих людей. Единственное «но» – надо проанализировать, не является ли причиной проблем сама школа или кто-то из основных преподавателей. Зачастую смена школы/класса кардинально меняет картину.

Нешкольное обучение очень разнообразно. Есть радикальные методы (анскулинг, англ. unschooling) – полный отказ от изучения чего-либо по школьной программе и отсутствие рамок, есть частичное следование школьной программе, есть прохождение школьных предметов дома в полном объёме. Существуют различные методики домашнего обучения – вплоть до того, что можно купить массу уже готовых комплектов на английском языке для домашнего обучения по определённым системам.

Кристина Аксёнова



Следующая страница: Уборка в школе



     • Главная   • Куклы и машинки   • В школу больше не пойдем  
©  Клуб HOPEFISH - ХОУПФИШ, 2012-2018     
Культура, история, искусство, общество, общение, здоровье - без спекуляций
и вольных интерпретаций. Информационный портал для интеллектуалов и эрудитов,
технарей и гуманитариев, материалистов и агностиков
Мнение редакции сайта может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов.
Контакты
Карта сайта